УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

02.10.2019 — 07.12.2019
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАРУБЕЖНОГО ДИЗАЙНА» (ЧАСТЬ 1)

Марианна Брандт Кофейно-чайный набор. Германия

Кабинет директора Баухауса Вальтера Гропиуса в Дессау(реконструкция). Германия

Йозеф Альберс. Складные столики. Германия

Икко Танака. Постер. Япония

Казумаса Нагаи. Постер. Япония

Широ Курамата. Стеклянное кресло. Япония

Йозеф Франк. Ткань Brazil для Svenskt Tenn. Швеция

Тапио Вирккала. Блюдо. Финляндия

Тапио Вирккала. Бутылки Bolle. Финляндия

Арне Якобсен. Кресло-яйцо. Дания

Bang&Olufsen. Музыкальные колонки. Дания

Историю дизайна XX – начала XXI веков сложно рассматривать как единый эволюционный путь. В разные годы в разных странах дизайнеры то стремились к чистым, универсальным формам, то возвращались к собственным корням, и на стыке традиций и современности находили свою самобытность.

Несмотря на общемировые тенденции (функционализм, минимализм, параметризм и другие течения), при ближайшем рассмотрении в каждой из стран практикуются различные подходы к взаимоотношению предметов и человека, к работе над формой, материалами и идеями.

Центр моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства открывает годовой цикл встреч со специалистами, изучающими модели зарубежного дизайна. Это попытка представить его историю во всем многообразии и осмыслить сложный путь, пройденный дизайнерами за целое столетие.

2 октября (среда)
19:00 – 21:00

НЕМЕЦКИЙ ДИЗАЙН: РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ПРОСТОТА

Немецкий дизайн прочно вошел в нашу жизнь через Франкфуртскую кухню, технику Braun, типовую белую керамику, массовую электротехнику в сером корпусе, корпоративный дизайн и квадратные плитки шоколада Ritter-Sport. Принципы массового дизайна окружают нас и сегодня: это электроприборы hi-fi, шрифт Helvetica, любовь к прямым углам, возможность собрать и разобрать любую вещь.

Немецкий дизайн – это не только простота и надежность, но и типизация продукции. Именно к ней стремились художники, объединяясь в мастерские и союзы, среди которых наиболее известен «Веркбунд». Реформа жизни на рубеже XIX-XX веков в Германии, Австрии и Швейцарии ассоциировалась с рационализацией быта через экономию времени и пространства, а красота вещи означала триумф функциональности над внешней эффектностью.

В программе лекции:

  • Как появился «образцово-показательный» немецкий быт: от модерна (югендштиля) до функционализма.
  • Истоки немецкого дизайна: Дармштадская колония, Баухаус, Ульмская и Швейцарская школы и др.
  • В чем суть эстетики немецкого дизайна: простота и польза, основательность и «правда материала», добротность, серьезность и стремление упорядочить жизнь.
  • Немецкому дизайну не хватает изобретательности? Ответ – в постмодернистских играх с бетоном и плюшем, деконструкцией формы и т.д.

На лекции мы рассмотрим немецкий дизайн ХХ – начала XXI веков: от АЭГ до метадизайна, от Германа Цапфа до Вилли Флекхауса, от семьи Тонет до братьев Раш, от Дитера Рамса и Фердинанда А. Порше до фрогдизайна и Кууп Химмельблау. Мы обсудим, как рождалось желание дизайнеров противопоставить индивидуальное и массовое в конструировании «немецкого образа жизни».

Купить билет


30 октября (среда)

19:00 – 21:00

РЕВОЛЮЦИЯ БАУХАУСА: КАК САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ
ШКОЛА ДИЗАЙНА ИЗМЕНИЛА МИР

В  2019 году мир празднует 100-летие Баухауса – легендарной школы дизайна, которая изменила эстетику нашей повседневности, подарила нам чистую геометрию форм, минимализм и функционализм. На лекции вы узнаете о ключевых идеях педагогов и выпускников Баухауса, о том, в чем было новаторство их подходов к архитектуре и проектированию предметов, а также к преподаванию творческих дисциплин – обо всем том, что стало основой современного дизайна.

В программе лекции:

  • Как искусство и ремесло уравнялись в правах, а художники авангарда создали основу для развития дизайна.
  • Абстракцию в жизнь: как беспредметное искусство воплотилось в предметном мире.
  • Возвращение к ремеслу: мастерские Баухауса и практики ручного труда. 
  • Принципы «функция прежде всего» и «меньше – лучше»: как предмет «очистился» от украшений и стал минималистичным. 
  • Демократичный дизайн: мечты о справедливом мире для «маленького человека». 

Отдельная часть лекции будет посвящена новаторским подходам педагогов Баухауса к образованию дизайнеров. Как Баухаус совершил революцию в педагогике, и почему все студенты творческих вузов до сих пор обучаются по его методикам? Мы обсудим различия курсов в разные годы существования школы в Веймаре, Дессау и Берлине, а также ее влияние на немецкой и международной сцене.

Мы проделаем некоторые упражнения из курсов Й. Иттена и В. Кандинского, сравним понимание контрастов у Й. Альберса и Л. Мохой-Надя, интерпретацию формы у П. Клее и учение о человеке О. Шлеммера. В ходе дискуссии мы проанализируем, насколько эти теории утопичны, и как сегодня они могут пригодиться нам в жизни.

ЛЕКТОР:

Алена Григораш – кандидат искусствоведения, лингвист, специалист по немецкой художественной культуре. Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский педагогический университет (МПГУ), МГХПА им. С.Г. Строганова, стажировалась в Университете им. Гумбольдтов в Берлине. Автор статей и лекций по современному искусству и дизайну Германии, а также книги «Дармштадская колония и русское искусство на рубеже XIX-XX веков. Диалог культур».


Купить билет


27 ноября (среда)
19:00 – 21:00

ЯПОНСКИЙ ДИЗАЙН: ЛАКОНИЗМ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Лаконичный подход к форме и оригинальность японского дизайна, будь то предметы интерьера, упаковка продуктов или графический дизайн, уходят корнями в многовековую традицию национального искусства.

Японские дизайнеры предпочитают экологичность материалов, структурность предметов и «совершенство несовершенного». Никто так изящно не рифмует белое с бежевым, а красное с черным.

В обзорной лекции об особенностях японского дизайна мы проследим источники возникновения его всемирно известного языка, обсудим эстетические понятия, которые он раскрывает, и приемы, которые использует. А также поговорим о самых заметных дизайнерах Японии XX и XXI веков, о взаимосвязи дизайна и популярной культуры.

В программе лекции:

  • Правда ли, что японский дизайн родился в XVIII веке?
  • Что получилось, когда японский дизайн встретился с архитектурой?
  • Можно ли говорить о дизайне обеденных контейнеров, мультифункциональных платков и спичечных коробков?
  • Комфортно ли сидеть на стеклянном стуле?
  • Как аниме и компьютерные игры перевернули дизайн, или все было наоборот?

ЛЕКТОР:

Диана Видстром – куратор вставок, эксперт по современному искусству и дизайну Японии. Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственный институт искусствознания и аспирантуру Университета Малаги. Основатель международного выставочного бюро Type on White.

Купить билет


7 декабря (суббота)
15:00 – 17:00

КУЛЬТУРА СКАНДИНАВСКОГО ДИЗАЙНА: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ

«Дизайн должен строиться на фундаментальных ценностях общества» – эта максима Эллен Кей (1849-1920), одного из ведущих идеологов скандинавского дизайна, во-многом определила главный вектор его развития. Строгие и чистые линии, любовь к естественным материалам, выверенные цветосветовые решения, тесная связь с природной средой и бытовой культурой, социальная оправданность, инновативность при сохранении традиций формируют внутренний стержень скандинавского дизайна.

Но так ли однозначно его единство? Пять стран образуют Скандинавский регион. Судьбы их народов, география и климат, этнические особенности и национальные пристрастия весьма различны. Чем же интересен дизайн каждой из стран? Меняются ли со временем его идеалы?

В дизайне Скандинавии сильны личностные начала, а также подход к профессии как к служению. Нередко дизайнер здесь – национальный герой. Можно говорить и о созвездии классиков дизайна. При этом каждый своеобразен и неповторим. Кто же они? Начав с краткого обзора последних выставок скандинавского дизайна, мы совершим экскурс в его историю и выясним, в чем же его феномен.

В программе лекции:

  • Что такое «шведская грация» и «финская поэтика дизайна»?
  • Почему скандинавский дизайн связывают с понятием «гуманный функционализм»?
  • Когда был «золотой век» скандинавского дизайна?
  • Как студенты-дизайнеры в 1970-х годах изменили традицию классики?
  • Что такое «устойчивое развитие» в дизайне и «второй модернизм» в Скандинавии?

ЛЕКТОР:

Марина Тимофеева – культуролог, скандинавист и германист, историк искусства и дизайна. Преподаватель и переводчик. Автор более 50 публикаций по проблемам дизайна, в том числе, монографии «Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм». Член Международной Общественной Ассоциации «Союз дизайнеров», член Международной Ассоциации искусствоведов.

Купить билет