УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

08.03.2019 — 21.04.2019
ЦВЕТЫ – ВЫ ЖИЗНИ НАШЕЙ УКРАШЕНЬЕ

Константин Манков. Гладиолус. Картон, бумага, акварель, тушь, перо, лессировка, графитный карандаш, 56,4х39,8

Михаил Васильев. Букет садовых цветов. Картон, бумага, акварель, тушь, перо, лессировка, графитный карандаш, 51,2х38,8

Природы милое творенье,

Цветок, ты жизни нашей украшенье

 

Во все времена цветы были одним из любимых мотивов в творчестве художников. Мы любуемся изображениями пышных букетов в натюрмортах, в пейзажах рассматриваем деревья и кустарники. Растительные мотивы используют и архитекторы в декоре зданий. Изображения цветов встречаются и в декоративно-прикладном искусстве.

Ботаническая иллюстрация – особая сфера изобразительного искусства, ее задача – максимально точное изображение того или иного растения с научной целью. Интерес к царству флоры возник в эпоху Античности, однако жанр ботанической иллюстрации окончательно сформировался в эпоху Возрождения, когда мастера, следуя античным традициям, тщательно изучали растения. В частности, интерес к ботанике ярко проявился в творчестве такого знаменитого художника, как Альбрехт Дюрер.

В эпоху Просвещения произошел мощный скачок в развитии биологии. С целью сделать научные знания доступными для всех слоев общества создаются многочисленные ботанические атласы. Появляются художники, специализирующиеся сугубо на ботанической иллюстрации.

Французский художник-ботанист Пьер-Жозеф Редуте, живший на рубеже XVIII-XIX веков, вывел ботаническое рисование на уровень художественного творчества. Из научного, чисто технического, рисунок растений и цветов превратился в художественный, став самостоятельным произведением искусства и украшением интерьера. Отсюда он перешел на фарфор, появились целые «ботанические» сервизы, основу декора которых составляли изображения цветов.

На данной выставке представлены работы русских последователей Пьера-Жозефа Ж. Редуте – Михаила Васильева, Константина Манкова и их учеников, живших во второй половине XIX века. По эскизам этих художников расписывался фарфор, создавались раппортные композиции, которые в дальнейшем использовались при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Уникальная коллекция произведений художников и их учеников в таком объеме экспонируется впервые. Изначально она хранилась в Кустарном музее Московского губернского земства, созданного в 1888 году меценатом Сергеем Тимофеевичем Морозовым. В советские годы фонды Кустарного музея вошли в состав Музея народного искусства при Научно-исследовательском институте художественной промышленности. В 1990-е годы, когда институт был закрыт, эта коллекция вошла в фонд Всероссийского музея декоративного искусства. 

Также на выставке экспонируются произведения декоративного искусства с цветочными мотивами из фондов бывшего Музея народного искусства и Всероссийского музея декоративного искусства: лаковая миниатюра, эмали и керамика, что позволяет увидеть тесную связь и взаимовлияние различных видов искусства.

 

 

Выставка будет работать с 8 марта по 21 апреля 2019 года.