Delegatskaya st., 3.
Answerphone:+7(499) 973 32 19
Excursion:+7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Search

Extended search

16.05.2019 — 16.06.2019
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

Алена Тельпуховская. Из проекта «Тибет. Прикосновение», №9, 2006. Цветная печать, металлизированная бумага, пластик, 74х110

Владимир Наседкин. Армения. Хачкар 8, 1989-2000. Холст, масло, 120х100

Карина Назарова. Мой прадед Акоп с братьями, 2012. Холст, масло, 120х150

Мариам Асламазян. Персики на индийской ткани, 1985. Холст, масло, 70х86

Михаил Молочников. Серия «Конструкция» №2, 2019. Коллаж, бумага, 64х45

Мел Теобальд. Москва-река №2, 2006. Цветная фотография, фотобумага, 71х91,4

Николай Никогосян. Мое детство, 1998. Холст, масло, 67,5х101

С 16 мая по 16 июня 2019 года во Всероссийском музее декоративного искусства директор и куратор East Meets West Gallery Татьяна Палеева (Чилингарян) представляет арт-проект «Между небом и землей» Часть I, посвященный 20-летию галереи.

Первая часть включает в обновленном варианте проекты прошлых лет: «Тибет. Бесконечность тишины» 2012 года, относящийся к группе этнических проектов о взаимодействии культур запада и востока, и международный экологический проект «Сила воды» 2012 года.  Составной частью этого проекта станет введение в новую для галереи комплексную художественную и этнографическую тему «Зов древней Армении», посвященную земле предков куратора Татьяны Палеевой (Чилингарян).

Арт-проект «Тибет. Бесконечность тишины» был показан в Центре дизайна ARTPLAY в 2012 году. В нем куратор представила свой взгляд на взаимоотношения современности и древней культуры Тибета, попытку «познать» языком искусства таинственное очарование земли, которая уже несколько веков завораживает и привлекает к себе европейцев. Каждый, прикоснувшийся к тайнам Тибета, открывает для себя иную сторону бытия, философскую, религиозную или художественную. Из пяти авторов в новой редакции участвуют Михаил Молочников, Алена Тельпуховская и Сергей Филатов, а также фотограф-путешественник Сергей Шестаков

В международном экологическом арт-проекте «Сила воды» (2012, Политехнический музей) затрагивались разные аспекты взаимоотношения культуры, просвещения и повседневной жизни человека. Двенадцать художников из России, Германии, Италии, Нидерландов, США и Японии предлагали зрителю свое художественное прочтение всеобщих и «самых человечных» тем: вода и жизнь, вода и человек, вода и искусство. В современной версии участвуют четыре автора того проекта. Владимир Наседкин (Россия) со знаменитой инсталляцией «Архитектура воды, металла и камней», специально восстановленной для юбилейного проекта, фотограф Мел Теобальд (США), постоянный автор East Meets West Gallery с 2010 года Ханс Мендлер (Германия), Алексей Ланцев (Россия). Впервые к этому проекту присоединился Сергей Филатов с новой звуковой скульптурой «Восходящий поток» (2019), созданной специально для этого проекта.

«Зов древней Армении» — новый тематический арт-проект East Meets West Gallery. В мае 2013 года  была организована экспедиция в Армению и Нагорный Карабах в которой принимали участие директор East Meets West Gallery Татьяна Палеева (Чилингарян) и известный фотограф-путешественник, лауреат престижных премий Сергей Шестаков.

В этом проекте развивается дизайнерская форма представления выставочного материала на основе синтеза и расположения в одном пространстве объектов, артефактов и произведений различных видов прикладного искусства из фондов музея, произведений разных стилей и направлений высокого искусства, а также экспонатов из частных коллекций. .В проекте органически объединяются арт-фотография Сергея Шестакова – участника экспедиции в Армению и Нагорный Карабах в 2013 году, графика Сурена Айвазяна, сделанная с натуры в городе Шуши (Нагорный Карабах), где родились его далекие предки. Воспоминанием о предках и их жизни в Армении стали работы известных московских художников-армян Карины Назаровой, Юрия Григоряна (старшего), Юрия Григоряна (младшего). Армения навсегда осталась в памяти Владимира Наседкина, попавшего в страну в 1989 году после разрушительных землетрясений в Спитаке и Ленинакане. Главной темой этих воспоминаний стали древние хачкары Армении, которые в его серии «Армения. Хачкары» (1989-2000) превратились в монументальные и строгие композиции, выросшие у автора в абстрактные духовные символы древнего народа Армении. Вариации на эту тему находятся в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи, в художественных музеях Твери, Екатеринбурга.

Благодаря «Галерее Нико» и  семье Никогосян-Иликчян мы получили уникальную возможность показать на выставке наряду с произведениями известных современных художников работы классиков искусства XX века Николая Багратовича Никогосяна, одной из самых ярких фигур в истории российского и армянского искусства второй половины ХХ века, и Мариам Асламазян, жизнь и творчество которой также неразрывно связаны как с русской традицией авангарда, так и с армянской национальной традицией живописи 20-30-х годов ХХ в.

Неповторимый традиционный колорит жизни и быта армянского народа конца XIX-начала XX веков невозможно себе представить без народного и декоративно-прикладного искусства. И главным, конечно, по праву считается ковроткачество. На выставке представлены три уникальных авторских произведения коврового искусства Армении 30-х годов из отдела тканей Всероссийского музея декоративного искусства, в том числе ковер известного мастера Акопа Кешишяна из ковроткацкого комбината Еревана. Из частных коллекций семьи Никогосян-Иликчян и Татьяны Палеевой (Чилингарян) демонстрируются впервые старинные безворсовые ковры (карпеты) из Нагорного Карабаха конца XIX века и второй половины ХХ века.

Армения издревле славилась изделиями народного ремесла. Керамические сосуды для воды, вина, теста, сыра, масла конца XIX-начала ХХ века, предоставленные нам коллекционерами, характеризуются простыми силуэтами, пластичными формами и выполнены в основном из армянской красной глины. Декоративная композиция Изабеллы Агаян «Воспоминания об Армении» (1991) из отдела керамики Всероссийского музея декоративного искусства – сложное по композиции произведение из семи предметов – также выполнена из красной глины, но с различными пигментами, авторской росписью и с использованием глазури. В XVIII и XIX веках в Эчмиадзине, Ереване, Токате, Карине, Эрзуруме и Ване в больших количествах изготовляли медную луженую посуду: блюда, кувшины, бадьи, сковороды. Эту посуду украшали растительные узоры в медальонах, листообразные рисунки, образы птиц, рыб и животных. Многие рисунки гравировки и орнаментики, восходящие к очень давним прообразам, можно увидеть на представленных медных предметах из частной коллекции.  Художественная обработка серебра принадлежит к числу древнейших ремесел в Армении.  Многие изделия ювелиров XVII-XIX веках, украшенных мелкой зернью, тонкой гравировкой, искусной чернью, позолотой, могут считаться произведениями искусства.  Исторические места развития художественной обработки изделий из драгоценных металлов, такие как Ван, Карин, Эрзрум, Битлис, Шуши, Александрополь (Гюмри), становятся в XIX веке крупными ремесленными центрами Армении, где это искусство достигает высокого уровня. Ювелирные серебряные украшения являлись непременной частью женского национального костюма. На экспозиции будут представлены ожерелье из серебра с бирюзой конца XIX в., серьги с бирюзой и браслет, принадлежавшие Мариам Асламазян, а также другие ювелирные украшения, которые были предоставлены нам семьей Никогосян-Иликчян.

Проект «Между небом и землей» создает контрастное сочетание элементов различных эстетических систем прошлого с настоящим, продолжает поиски создания новой художественной целостности и образности, принципов презентации в одном пространстве традиционно не экспонируемых вместе произведений высокого искусства, изделий народных промыслов и авторских произведений декоративно-прикладного искусства. Между небом и землей оказывается не только Человек, Художник, но и сам Куратор.