УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

Отдел керамики

Одна из крупнейших в собрании музея коллекция керамики включает экспонаты, различные по материалу – от грубой керамики до тончайшего фарфора; по назначению – от применявшихся в быту гончарных изделий до высокохудожественных, уникальных авторских произведений; по времени – от археологических находок XV столетия до произведений, выполненных уже в XXI веке. По месту изготовления коллекция охватывает практически всю территорию современной России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья.

Жемчужиной собрания является майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» (находится в постоянной экспозиции музея) – вариант камина, выполненного по эскизу М. А. Врубеля и экспонировавшегося на международной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже. На парижской выставке также было показано керамическое блюдо с декоративной росписью и великолепная братина «Петух» художника А. Я. Головина.

Крупное приобретение последних лет – коллекция фаянса Конаковского фаянсового завода им. М. И. Калинина, насчитывающая более 300 предметов. В ее состав вошли как лучшие серийные образцы скульптуры и посудных форм второй половины ХХ века, так и редчайшие авторские произведения известных советских скульпторов-керамистов И. Г. Фрих-Хара, В. А. Фаворского, И. С. Ефимова, И. Л. Слонима, С. М. Орлова, П. М. Кожина и многих других.

Цельностью, полнотой и разнообразием отличается коллекция агитационного и декоративного художественного фарфора 1920-1930-х годов. Ее основу составили замечательные частные собрания Л. О. Утесова, М. В. Мироновой и А. С. Менакера. Коллекция Утесова, дополненная в процессе направленной собирательской деятельности музея, представлена в постоянной экспозиции; собрание Мироновой и Менакера, в соответствии с их пожеланием, выставлено в отдельном зале.

Наряду с общеизвестными, ставшими хрестоматийными произведениями художников Государственного фарфорового завода (бывший Императорский, с 1924 года – Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова), имена которых «на слуху» (С. В.Чехонин, Н. Я. Данько, А. В. Щекатихина-Потоцкая, А. М. Адамович, Р. Ф. Вильде, З. В. Кобылецкая и многие другие), в коллекции находятся редкие работы, а многие вообще не представлены в других музейных собраниях. Например, большое декоративное блюдо «1-е мая» с росписью по рисунку З. В. Кобылецкой и овальное блюдо «Жница», исполненное по эскизу художницы М. И. Ивашинцевой. К уникальным экспонатам относится также полный сервиз (Tête-à-tête) с росписью художницы М. В. Лебедевой «Изгнание из рая».

Собрание русского фарфора XVIII–XIX веков представлено экспонатами, выполненными на Императорском фарфоровом заводе, а также на многочисленных частных фарфоровых предприятиях.

Коллекция фарфора XVIII века включает отдельные предметы из известных дворцовых сервизов, таких как «Кабинетский» (ИФЗ) и «орденских сервизов»: Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского (завод Гарднера), а также предметы посуды и мелкой пластики, в частности фигурки из серии «Народы России», выполненные по моделям скульптора Ж.-Д. Рашетта (ИФЗ) – «Киргиз» и «Самоед».

Наиболее полно XIX век представлен произведениями в стиле ампир и в других исторических стилях, получивших широкое распространение с 1830-х годов. К тому же целый ряд произведений зачастую отсутствует в подобных музейных коллекциях. В частности, в экспозиции музея можно увидеть не имеющий аналогов сервиз «Тет-а-тет» в русском стиле завода Братьев Корниловых.

Коллекции народной керамики и народной игрушки отражают многообразие используемых в народном искусстве материалов, техник его обработки, формования, декорирования. Экспонаты демонстрируют своеобразие форм и способов их украшения в различных регионах и центрах России – от небольших, локального значения очагов ремесла до всемирно известных народных художественных промыслов, таких как Гжель, Скопин, Дымка.

ПРЕДМЕТЫ В КОЛЛЕКЦИИ
страницы
страницы