УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

17.09.2020 — 17.12.2020
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «МОДА В СОВЕТСКОМ КИНО»

«Служебный роман». 1977.

«Сердца четырех». 1941.

«За витриной универмага». 1955.

«Бриллиантовая рука». 1968.

«Девушка без адреса». 1958.

«Еще раз про любовь». 1968.

«Бабетта идет на войну». 1959

«Небо зовет». 1959.

«Через тернии к звездам». 1980.

Татьяна Дашкова

Советский кинематограф всегда относился к моде с подозрением. В «сталинское» время кинозвезды в повседневной жизни могли быть законодателями моды, а на экране носили одежду простую и незаметную. В эпоху «оттепели» в кино начинают появляться модно одетые люди, а предметом показа становятся универмаги, комиссионные магазины и дефиле. Однако и в этот период экспансию моды пытаются сдерживать или направлять в нужное идеологическое русло.

Какими путями мода отвоевывала себе место на советском экране? Как менялись смыслы, связанные с присутствием модной одежды в кадре? Как в разные десятилетия советской истории расширялся круг сюжетов, мест и ситуаций, где она могла быть показана? Об этом расскажет Татьяна Дашкова на лекциях в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства.

17 сентября 2020 (четверг)
19:00 – 21:00
 

ЗА ВИТРИНОЙ УНИВЕРМАГА: РОЖДЕНИЕ МОДЫ В «ОТТЕПЕЛЬНОМ» КИНО

В период «оттепели» политические и культурные изменения затронули все сферы советской жизни. Мода наконец проникла на советский экран: в фильмах стали появляться магазины и ситуации покупки или пошива одежды, а хорошо одетые люди перестали маркироваться как отрицательные персонажи.

В программе лекции:

  • Различные способы репрезентации моды в кинематографе «оттепели» и идеологические мотивы.
  • Проблематика нормативного и ненормативного потребления (образы спекулянтов, стиляг и других персонажей, связанных с миром моды и стиля).
  • Способы показа модных мест (ателье мод, парикмахерские, молодежные кафе), модного поведения и городских повседневных практик.

КУПИТЬ БИЛЕТ

15 октября 2020 (четверг)
19:00 – 21:00

«ПОДИУМНЫЙ МОМЕНТ»: ДЕФИЛЕ И МОДНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ В ПОЗДНЕСОВЕТСКИХ ФИЛЬМАХ


Воплощением демонстративности, присущей институту моды, традиционно является дефиле. Кино осваивает демонстративность моды не только используя сюжеты, связанные с миром этой индустрии, но и делая элементом мелодраматического повествования модное преображение героя или героини.

В программе лекции: 

  • С чем был связан амбивалентный характер модных показов в советских фильмах 1950-80-х годов и сомнительный статус манекенщиц в кино?
  • Какие смысловые метаморфозы претерпевали сюжеты модного преображения / изменения в советском кинематографе при переходе от «оттепели» к «застою»?
  • Как новые сюжеты и новая киноизобразительность повлияли на способы существования актера в кадре?
  • Как изменились типажи актеров, жестовое поведение и отношение к эротике на «оттепельном» и позднесоветском экране?

КУПИТЬ БИЛЕТ

12 ноября 2020 (четверг)
19:00 – 21:00


БАБЕТТА, КОЛДУНЬЯ И АНЖЕЛИКА: ЗАПАДНЫЕ ФИЛЬМЫ
И СОВЕТСКАЯ МОДА


Несмотря на общую либерализацию отношения к моде, в СССР второй половины ХХ века было крайне мало каналов для трансляции модных образцов, прежде всего, зарубежных. В сложившейся ситуации основными источниками информации о моде становились западные фильмы. Причем кинематограф, в силу своей специфики, отражал не только одежду, прически и макияж, но и походку, манеру носить вещи, общаться и проявлять любовные чувства.

В программе лекции:

  • Модные прически в советских фильмах: почему «бабетта» оказалась столь востребованной в культуре «оттепели»?
  • С какими сложностями сталкивались советские женщины, хотевшие следовать модному образцу? Как в связи с этим изменилась значимость парикмахерских и парикмахеров?
  • Как советская общественность реагировала на «модниц с начесами», и какое отражение и осмысление эти процессы получили в советском кинематографе 1960-х годов?

КУПИТЬ БИЛЕТ

17 декабря 2020 (четверг)
19:00 – 21:00


МЕЧТЕ НАВСТРЕЧУ: ОДЕЖДА В СОВЕТСКОЙ КИНОФАНТАСТИКЕ

Кинофантастика всегда была важнейшим и плодотворным пространством для взаимодействия моды и кино. В советском фантастическом кинематографе мы можем наблюдать весьма необычные и неожиданные опыты работы с костюмом.

После 1920-х годов, появления протазановской «Аэлиты» с авангардными костюмами Александры Экстер и последовавшего упадка фантастики в «сталинское» время, кинофантастика начинает возрождаться в 1950-1960-е годы, постепенно завоевывая себе место в мейнстриме советского кинематографа.

В программе лекции:

  • Какие специфические особенности можно наблюдать в дизайне космических костюмов киногероев (элементы военной униформы, «следы» советского, «цитирование» западной моды и т.д.).
  • Какую идеологическую нагрузку несет в себе одежда в советских фантастических фильмах: костюмы астронавтов, футуристическая одежда людей будущего, способы показа «других».

КУПИТЬ БИЛЕТ

ЛЕКТОР:

Татьяна Дашкова – кандидат филологических наук, доцент РГГУ, специалист по советской визуальной культуре, автор статей в журналах «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Теория моды», «Логос» и книги «Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность».

Выступала в качестве эксперта в телепередачах «Жизнь как в кино», «Кинотеатр Арзамас», «Тайны кино» и на радиостанциях «Маяк» и «Говорит Москва». Читала лекции в Культурном центре ЗИЛ, Еврейском музее и центре толерантности, Музее Москвы, Мультимедиа Арт Музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.