Delegatskaya st., 3.
Answerphone:+7(499) 973 32 19
Excursion:+7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Search

Extended search

15.09.2020 — 28.02.2021
КУСТАРЬ И РЕВОЛЮЦИЯ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ КУСТАРНОГО МУЗЕЯ 1920-Х ГОДОВ

Ларец «Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка». И.И. Овешков. Артель имени Красной армии. Московская губерния, город Сергиев. 1923 год. Дерево, роспись, лак.

Туес «Пионеры». Б.Н. Ланге. По заказу Центрального Кустарного музея, до 1925 года. Береста, дерево, плетение, резьба, роспись, лак. Экспонировался на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже.

Ковш-скобкарь «Кто не работает, тот не ест». Н.Г. Тихонов. По заказу Центрального Кустарного музея, до 1926 года. Дерево, долбление, резьба, роспись, лак. Экспонировался на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже.

«Кустарь и Революция» – так называлась выставка, демонстрировавшая в Центральном кустарном музее ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства) в 1924 году в его здании в Леонтьевском переулке. Экспозиция имела огромное значение и во многом определила пути развития традиционных отечественных художественных промыслов на несколько последующих десятилетий. Выставка стала «домашним» отборочным смотром огромного количества новых работ художников музея, которые были специально созданы для демонстрации в кустарном отделе российского павильона на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года. Работа музея по обновлению и актуализации ассортимента изделий кустарных мастерских развернулась в начале 1920-х годов. Ее главной задачей была попытка сохранить и придать новый импульс традиционным художественным и ремесленным центрам, продукция которых не выдерживала конкуренции с фабричной и уходила из повседневной жизни (деревянные ковши, берестяные туеса, и др.). Впервые эти обновленные изделия, переставшие быть утилитарными вещами и приобретшие статус художественных произведений, были показаны на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве 1923 года. Предметы, демонстрировавшиеся на этих трех эпохальных смотрах мы и представляем сегодня нашей аудитории. Камерный формат не позволяет реконструировать масштабные экспозиции 1920-х годов, поэтому мы ограничились показом только избранных изделий с росписью по дереву и бересте.

В витринах представлены ларцы, шкатулки, ковши, берестяные туеса, оформленные в традиционных техниках и приемах росписи, но представляющие актуальные сюжеты, связанные с героикой и романтикой революционных событий. Среди авторов этих произведений такие значительные мастера, как Борис Николаевич Ланге (1888-1969), Евгений Григорьевич Теляковский (1887-1976), Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), Зинаида Дмитриевна Кашкарова (1888-1961), Николай Георгиевич Тихонов (1892-1988), Иван Иванович Овешков (1877–1942). Художники глубоко изучали и анализировали подлинные произведения народного, крестьянского искусства и использовали в своих работах этот богатейший вековой опыт. В созданных ими композициях читаются и прослеживаются традиции русского лубка, переосмыслены художественные принципы росписей Северной Двины, Урала и Поволжья, ритмические и колористические особенности украшения мезенских прялок.

Экспозиция продолжает серию выставок-публикаций, представляющих богатейшее наследие Московского кустарного музея. В конце XIX – первой трети XX веков это была уникальная, не имевшая аналогов в отечественной и мировой музейной практике институция, являвшаяся одним из важнейших центров художественной жизни Москвы и способствовавшая сохранению традиционной культуры России.      

КУПИТЬ БИЛЕТ